Подготовка детей к школе

К началу школьного обучения ребенка необходимо подготовить, и речь идет не только о покупке канцелярских принадлежностей и соответствующей одежды. В первую очередь, ваш малыш должен быть психологически готов к ожидающим его переменам, и иметь необходимые знания и навыки. Если он посещал детский сад, то родителям будет намного легче, а сам ребенок быстрее адаптируется к жизни в новом коллективе и школьной обстановке, но в любом случае, он очень нуждается в поддержке со стороны родных. Условия детского сада и школы имеют большие отличия, и важно сделать все для того, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно и не боялся становиться более самостоятельным.

Психологическая готовность

Начинать моральную подготовку нужно с 5-6 лет, то есть за 1-2 года до первого класса. Ребенок должен иметь примерное представление о том, что его ждет, и тогда перемены будут восприниматься как нормальный и естественный процесс.

Не стоит целиком перекладывать ответственность за подготовку детей к школе на работников детского сада. Даже если вам повезло с доброжелательными и ответственными воспитателями, условия дошкольных учреждений не дают им возможности уделять должное внимание всем детям. Группы зачастую бывают переполненными, и на первом месте стоят безопасность и комфорт малышей, а уже потом — непосредственная подготовка к первому классу. Речь идет о приобретаемых детьми знаниях, а вот психологическая поддержка — это уже задача их родителей.

Желательные действия с вашей стороны

  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если он хочет что-то сделать сам, без вашего участия, дайте ему эту возможность. Обращайтесь к нему за помощью (речь идет о бытовых мелочах), поручайте посильные задания. Малыш обязательно оценит ваше доверие и будет себя чувствовать нужным и полезным человеком, и конечно, станет более уверенным в себе и решительным;
  • Уделите внимание социальной адаптации ребенка. «Домашним» детям, находящимся большую часть времени в узком кругу родных, в местах общественного скопления комфортно не будет. Представьте себе школьный коридор во время перемены — тут и взрослый человек может растеряться, а мы говорим о малышах, которым только предстоит отправиться в первый класс. У каждого ребенка свой тип темперамента, и не все дети активны и общительны, поэтому получать удовольствие от подобной обстановки совсем не обязательно, но быть адаптированным к ней — просто необходимо. Помочь ребенку можете вы сами: посещайте как можно чаще вместе с ним людные места, поощряйте его общение с другими детьми, старайтесь находиться рядом, но избегайте тотального контроля и непрерывных замечаний. В школе у вас не будет возможности постоянно контролировать ребенка;
  • Учите ребенка соответствовать школьным требованиям. Чтобы у вашего чада не возникло проблем с дисциплиной, поддерживайте в его глазах авторитет взрослых людей. К примеру, вам нужно уйти по делам, и вы оставляете ребенка с кем-то из своих знакомых. Объясните малышу, что во время вашего отсутствия он должен был послушным, и относиться к этому человеку так же уважительно, как и к вам. Если ребенок оправдает ваши ожидания, не забудьте его за это похвалить.

Чего делать не стоит

  • Не ругайте школьную систему при ребенке. Если по каким-то причинам воспоминания о школьных годах навевают на вас грусть — это был ваш личный неудачный опыт, который никак не отразится на вашем ребенке, если только вы не «поделитесь» с ним своими опасениями. Рассказывая малышу о школе, старайтесь судить объективно, чтобы преподнесенная вами информация не отклонялась от реальности в ту или иную сторону. С началом обучения позвольте ребенку сформировать собственное мнение о новой обстановке;
  • Не пугайте ребенка школой. У всех нас не всегда получается следить за своей разговорной речью, и многие родители допускают распространенную ошибку, говоря непослушному ребенку, что в школе будет все иначе, и там он не будет себя вести так, как ему хочется. Малыш, не имеющий еще никакого представления об ожидающих его переменах, на подсознательном уровне уже начинает воспринимать школу как рутину и мрачное место, которое отнимет у него всю свободу. Чтобы не возникало подобных ситуаций, объясните ребенку все то же самое, но в спокойной обстановке, не ругая его при этом. Дети понимают намного больше, чем принято считать взрослыми, и каждое произнесенное нами слово откладывается в их памяти;
  • Не хвалите ребенка без повода. Многие взрослые люди, особенно те, которым в детстве досталось меньше заботы и любви в семье, чем хотелось бы, стараются создать своим детям максимальный комфорт, но часто теряют чувство меры. Поощрять ребенка нужно только тогда, когда он того заслуживает, но если он не прав, то необходимо ему это объяснить. Конечно, вы не будете себя вести как строгий учитель, и даже если ребенок провинился, вы всегда его поймете и поддержите, но все должно быть в пределах разумного.

Интеллектуальная готовность

Чтобы ребенку было легче адаптироваться к началу школьного обучения, к 6,5 годам ему необходимы определенные навыки, которые он вполне может перенять от родителей в том случае, если не посещает детский сад. Занятия не должны быть долгими, но большие перерывы между ними нежелательны.

12 основных требований к дошкольнику

Будущий первоклассник должен уметь:

  • Назвать себя (полное имя, отчество, фамилия) и ближайших родственников;
  • Давать четкую характеристику времени года, погодным условиям, знать названия месяцев и дней недели;
  • Читать по слогам несложные тексты из нескольких предложений;
  • Считать до 20 и в обратном порядке;
  • Писать печатными буквами короткие слова;
  • Складывать и вычитать числа первого десятка;
  • Решать логические задания, соответствующие его возрасту;
  • Отмечать причинно-следственную связь событий;
  • Различать основные геометрические фигуры и давать им характеристику в соответствии с размером и цветом;
  • Произносить наизусть небольшие стихотворения;
  • Знать не менее 10 цветов;
  • Обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.

Физическая готовность

Соответствие школьным требованиям — это только половина успеха. Обратите внимание на индивидуальные особенности развития вашего ребенка. Если у него есть проблемы с произношением некоторых букв, или нечеткая дикция, обратитесь к логопеду. Не стоит игнорировать и физическое развитие малыша. Он должен быть достаточно ловким, сильным, и уметь быстро реагировать, тогда, когда это необходимо. Если вы подозреваете какое-либо отклонение от нормы, посетите с ребенком ортопеда, чтобы не запустить возможную проблему.

Первые школьные дни

От поведения ребенка в школе зависит его успеваемость, а также отношения с учителями и одноклассниками. Родители, окончившие школу несколько лет назад, могут рассказывать детям об основных правилах, которые актуальны и по сей день, но одних слов часто бывает недостаточно. Постарайтесь стать ребенку достойным примером для подражания, чтобы ваша собственная модель поведения вызывала у него желание быть на вас похожим.

5 ключевых моментов

  • Отношения с учителем. Поддерживайте авторитет учителя даже в том случае, если не во всем с ним согласны. Видя неуважение к своим преподавателям со стороны взрослых, ребенок будет относиться к ним соответствующим образом, и возможно даже начнет действовать наперекор, портя тем самым себе успеваемость. Если учитель некомпетентен, а сменить место учебы по каким-то причинам в данный момент не представляется возможным, поговорите с ребенком по душам. Наверняка, в вашей жизни был человек (преподаватель, начальник и т. д.), от которого вы в чем-то зависели, а потому вынуждены были многое терпеть. Поделитесь с малышом своим опытом, и самое главное, акцентируйте его внимание на том, что происходящее — лишь эпизод, после которого все наладится;
  • Отношения с одноклассниками. Учите ребенка решать проблемы самостоятельно. Конфликтные ситуации с одноклассниками возникают у всех детей, и если вы будете каждый раз ходить в школу из-за любого недоразумения, у ребенка не будет возможности научиться их решать без вашей помощи. Если речь идет о ссорах с учениками старших классов, несомненно, ситуация требует вашего вмешательства, либо обращения к директору учебного заведения. Что касается конфликтов с ровесниками, то будет лучше, если ребенок научится улаживать их сам. Ни в коем случае не лишайте ребенка моральной поддержки! Помогайте ему советами, делитесь своим собственным жизненным опытом, но не берите на себя больше, чем нужно. Детям свойственно ссориться и мириться, поэтому действуйте только в случае крайней необходимости, чтобы не создавать ребенку репутацию слабого звена в школьном коллективе;
  • Гаджеты на уроках. Отправляя ребенка в школу с мобильным телефоном, напоминайте ему о необходимости отключать его во время занятий. Связываться с родными первоклассник может и во время перемены, чтобы не мешать учителю вести урок и не отвлекать других учащихся. Для убедительности приведите пример из своего опыта, и расскажите, как вы сами отключаете средства связи перед тем, как зайти в кабинет директора, ну или приведите подобный пример;
  • Домашнее задание. Помогайте ребенку вникать в школьную программу. Есть ученики младших классов, которые буквально на лету схватывают слова учителя и отличаются хорошей успеваемостью по всем предметам, но их не так много. Проблемы с учебой чаще всего возникают из-за того, что ребенку не достаточно доходчиво объяснили новый материал, и искать виноватых в этом смысла нет. Вы прекрасно понимаете, что учеников в классе много, учитель всего один, а продолжительность урока не так уж велика. Если у вас есть возможность помогать ребенку делать домашнее задание — это замечательно, и не стоит думать, что таким образом вы лишаете его возможности взрослеть и становиться более самостоятельным. Справляться с заданиями будет сам ребенок, но под вашим контролем. В повторении пройденного материала ничего плохого нет — таким образом закрепляются уже полученные знания и улучшается успеваемость;
  • Отдых. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Придя со школы домой, он должен пообедать, отдохнуть, может быть даже поспать (по желанию), а уже потом приступать к выполнению домашнего задания. Браться за уроки нужно во второй половине дня, но не перед сном, иначе малышу будет непросто переключиться на ночной отдых. Следите за тем, чтобы он не заигрывался допоздна и ложился спать вовремя. В выходные дни позволяйте ребенку полноценно отдыхать.

И напоследок

Нагрузки должны быть умеренными
Если вы хотите отдать ребенка в какой-либо кружок или секцию, сделайте это либо за год до первого класса, либо спустя несколько месяцев после начала обучения, чтобы для детского организма такая нагрузка не стала серьезным стрессом. Прислушивайтесь к мнению ребенка и не требуйте от него невозможного! Вырастить отличника можно, но еще тяжелее вырастить счастливого человека. Берегите своих детей!

Добавить Комментарий